Владимир |
Основан 990 Город с Телефонный код +7 4922 Расстояние • до Москвы 179 км • до Санкт-Петербурга 882 км |
Главная
|
Владимир располагался на треугольном плато между реками Клязьмой и Лыбедью. В начальный период он имел ярко выраженную двухчастную структуру. В 1099-1102 и 1108 гг. первоначальное поселение было обнесено валами, рвами и деревянными стенами. С восточной и западной сторон от крепости начал формироваться ремесленный посад. За пределами крепости Владимир Мономах в 1108 г. ставит свой двор с каменной церковью Спаса; к западу от крепости в 1156-1157 гг. строит свой двор с каменной церковью Георгия Юрий Долгорукий. Вокруг простирались княжеские земли и угодья, княжий бор с запада от крепости и княжий луг - с востока. При Андрее Боголюбском эта градостроительная схема получила дальнейшее развитие: его основная княжеская резиденция, в отличие от резиденции прежних князей, находилась еще дальше от города в Боголюбово, а сам Владимир получил дробную трехчастную структуру, состоявшую из трех самостоятельных районов с собственными центрами. Мономахов город, с епископским двором и кафедральным Успенским собором, стал стараниями Боголюбского духовным центром княжества. Ветчаный город -ремесленный посад, получивший в 1158-1164 гг. получил собственные укрепления (его центр - торг, находился на берегу р. Клязьмы у пристани, где были выстроены две деревянные церкви - Николы Галейского и Сретенская). Новый город со старыми княжескими резиденциями и новой, с каменной церковью Спаса (1162-1164 гг.) был укреплен одновременно с Ветчаным городом. При Всеволоде III произошла дальнейшая трансформация композиции Владимира. На смену прежней планировке с тремя самостоятельными центрами пришла жесткая моноцентричная структура города, отвечавшая централизации княжеской власти. Единый центр располагался внутри Мономахова города: княжеский (резиденция с дворами служилой знати) и церковный (кафедральный собор и епископский двор) центры окружены вновь построенным детинцем и торг перенесен под его стены. Торгово-ремесленное общинное население было вытеснено на посад, сформировавшийся с обеих сторон от города. Мономахов город занимал центральное положение в структуре Владимира. В юго-западном углу, на самой высокой точке рельефа, хорошо просматриваемой с территории посада и подступов к Владимиру, стоял белокаменный Успенский собор (1158-1160). Его мощный объем, расширенный и обстроенный при Всеволоде III (1185-1189), напоминал киевскую Софию, что говорило о преемственности власти и перенесении духовного и политического центра из Киева во Владимир. Рядом размещались епископский двор (1158-1160) с церковью Иоанна Предтечи (1194) и княжеский каменный дворцовый комплекс (1195-1196). Княжеский дворец был связан переходами с белокаменными лестничными башнями Дмитриевского собора (1195), который был богато украшен резьбой, что подчеркивало светский характер дворцового храма. Весь комплекс соборов и дворцов был объединен системами переходов в единую, целостную композицию, отвечавшую тесному союзу княжеской власти и духовенства. Вокруг высились каменные стены детинца (1194) с единственными воротами напротив Успенского собора, на которых была выстроена церковь Иоакима и Анны. Эти ворота выходили на новую торговую площадь города. Здесь князь Константин Всеволодович в 1218 г. поставил последнее каменное сооружение древней столицы, небольшую одноглавую церковь Воздвижения Честного Креста (Воронин, 1961. т.II, с.67). В восточном углу Мономахова города, замыкая парадный комплекс каменных сооружений, располагался Рождественский монастырь. Его белокаменный храм (1192-1196), сходный по пропорциям с Дмитровским собором, был декорирован строже, чем придворный Дмитровский. Вся остальная застройка Мономахова города была деревянной с большим количеством приходских церквей. В Новом городе на месте дворов Андрея Боголюбского (с церковью Спаса) и Юрия Долгорукого (с церковью Георгия) возникли Спасский и Георгиевский монастыри. Расположенные на краю амфитеатрообразной впадины, оба монастыря с их белокаменными соборами хорошо просматривались со стороны реки и Муромской дороги. В северо-западном углу Нового города при Всеволоде III был основан Успенский Княгинин монастырь; его кирпичный собор (1200-1201) был хорошо виден с р. Лыбеди и с дороги от Юрьева Польского. Рядом располагался Козьмодемьянский монастырь, все строения которого оставались деревянными24. Остальная застройка этой части посада также была деревянной и, как и в Мономаховом городе, включала большое число приходских церквей, о котором мы можем судить только из сообщений о пожарах. Так, в 1185 г. во время городского пожара, когда пострадал сам Успенский собор, сгорели 32 деревянные церкви; в 1192 г. сгорели 14 церквей; в 1199 г. в пожаре сгорели половина города и 15 церквей (Добронравов, Березин, 1895. т.II, с.11-12). Ветчаный город сформировался вдоль дороги из Мономахова города в Боголюбово. К XIII в. эта территория, хотя и позднее остальных, также получила свои храмы: из сведений о пожаре 1213 г. узнаем, что в Ветчаном городе сгорело 200 дворов и 4 деревянных церкви. За пределами укреплений Владимира располагались ансамбли деревянных церквей. В западной части, на берегу Клязьмы, под стенами Нового города, у места, где владимирцы встречали перевезенную из Киева Андреем Боголюбским икону Богоматери, была построена деревянная церковь Сретения Богородицы (1164). Несколько западнее, у городской пристани, сооружена деревянная церковь Николы чудотворца в Галеях. Подступы к городу охраняли монастыри: с запада - Вознесенский, а с востока - Федоровский. Говоря об общей характеристике ансамбля Владимира, нужно отметить, что в целом его композиции были свойственны симметрия, как отдельных архитектурных объемов, так и целых частей города. Два укрепленных района посада, фланкировавших Мономахов город, начинались проездными башнями с надвратными храмами: в Ветчаном городе - Серебряными воротами с Андреевской церковью, в Новом - каменными Золотыми с Ризположенской. Центр города, четко обозначенный белокаменным Успенским собором, был поддержан каменной проездной башней детинца с Иоакимоанненской церковью. Так, надвратные храмы отмечали начало, центр и конец города. Принцип симметрии сказался и в расположении загородных монастырей -Вознесенского и Федоровского. Таким образом, в этот исторический период сложилась моноцентричная композиция Владимира, которая была основана на иерархической соподчиненности отдельных частей города.
|
|
Л.Д.Мазур. "Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля" |