Владимир![]() |
Основан 990 Город с Телефонный код +7 4922 Расстояние • до Москвы 179 км • до Санкт-Петербурга 882 км |
![]() |
Монастыри Владимира |
|
Главная
|
Вокруг собора монахи возвели множество деревянных построек, где разместились их кельи и подсобные помещения. Примерно пять столетий все строения монастыря (за исключением Рождественского собора) были деревянными. В самом начале семнадцатого века решено было построить белокаменные ворота (их назвали Святыми воротами), преграждающие въезд на территорию монастыря по северной дороге. Святые ворота слились со стеной Христо-Рождественской церкви. Свой первозданный вид и ворота и церковь не сохранили, так как в середине девятнадцатого века их пришлось реставрировать, но из-за плохого состояния архитекторы практически выстроили их заново. До начала шестнадцатого века Рождественский мужской монастырь оставался главным на Руси. В тот период, когда Владимир был русской столицей, в Рождественском соборе располагался сам патриарх. В стенах монастыря хранились одни из самых почитаемых икон на Руси и древняя духовная литература. Существует легенда, что именно в Рождественском монастыре жил монах Лаврентий, автор известной Лаврентьевской летописи (к сожалению прямых доказательств этому нет). В средине шестнадцатого века главным монастырем страны становится Троице-Сергиева обитель, через полтора века первенство переходит к Александро-Невской обители. В восемнадцатом веке в Рождественском монастыре расположилась резиденция духовенства владимирской епархии. В некрополе Рождественского собора нашел свой последний приют Великий князь Александр Невский, возведенный в лик святых. В 1723 году гроб с его останками был переправлен в Санкт-Петербург. В 1654 году монахи к Рождественскому собору пристроили высокую колокольню. Через два году на протяжении всей северной стены выросли каменные здания, где монахи расположили монашеские кельи. Примерно через двадцать лет, но уже вдоль южной стены монастыря появились новые белокаменные корпуса с кельями и новый лазарет. В 1689 году рядом с собором построили просторный дом для настоятеля монастыря, строение было богато украшено резным камнем. В восемнадцатом веке по периметру территории монастыря выросла высокая белокаменная ограда, на всех четырех углах возвышались смотровые башни. В 1748 году на свободном месте в западной части монастыря возвели величественный двухэтажный дом с куполами на крыше. В этом богато украшенном строении поселился архиерей. В середине девятнадцатого
века Рождественский собор пришел в ужасное
состояние, он буквально разваливался на глазах.
Реставрационные работы уже не могли помочь
древнему храму, поэтому архитектор Н.А. Артлебен
решил снести собор и на том же месте выстроить
его заново. Колокольня оставалась в неплохом
состоянии, поэтому ограничились лишь небольшим
ее ремонтом. Для постройки использовали не
только белый природный камень, но и кирпич.
Около десяти лет продолжалось строительство,
наконец, в 1868 году собор был закончен. От
Рождественского собора двенадцатого века он
отличался только отсутствием галерей. В 1930
году по решению коммунистической партии и
рождественский собор и колокольня были
снесены. Успенский Княгинин монастырь был основан Великой княгиней Марией в 1199 году. Мария была первой женой Великого князя Всеволода Большое Гнездо (князь получил такое прозвище за редкую плодовитость, он оставил после себя огромное количество детей). Мария родила Всеволоду Юрьевичу восьмерых сыновей и пятерых дочерей. Княгиня приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу и постриглась в монахини, получив имя Марфа. Ее волей был основан Успенский женский монастырь. Создание монастыря началось со строительства Успенского собора – главного храма Княгининого монастыря. Храм внутри богато расписан от купола до пола. Фрески изображают картину Страшного Суда. Иконостас содержит икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, все они были получены монастырем в дар от патриарха Иосифа. Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что, во-первых, он был основан великой Владимирской княгиней, во-вторых, по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер), в-третьих, монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некрополь главного собора Успенского монастыря хранит останки княгини Марфы (основательницы), ее родной сестры, дочери Александра Невского Евдокии, его двух супруг, супруги великого путешественника и первооткрывателя М.П. Лазарева и многих других женщин. Успенский женский монастырь всегда был тесно связан со всеми значимыми для России событиями. Своими благими делами монахини прославили свою обитель на всю святую Русь. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских монастырей России. Тем не менее это не спасло его от разорения. В 1411 году войска татарского царевича Талыча ворвались в монастырь, разрушили постройки и разграбили храмы. Больше полувека обитель оставалась разоренной. В начале шестнадцатого века под руководством самого великого князя Василия Третьего началось восстановление монастыря. Впоследствии русские цари (Иван Грозный, Михаил Федорович и его сын Алексей) бережно хранили покой обители, заботились о монахинях и о благосостоянии храмов и построек. Положение Успенского женского монастыря сильно ухудшилось с выходом в свет реформ Петра Первого. На протяжении почти ста лет монахини испытывали нужду. Только в конце девятнадцатого века обитель начала возвращаться к полноценной жизни. Монахини открыли на территории монастыря лечебницу для нищих, школу для девочек, где детей обучали шитью, вязанию, вышивке и многому другому. С приходом к власти коммунистов Успенский монастырь был закрыт. Монахинь выселили, а их кельи были переданы в распоряжение администрации. На территории монастыря поселились партийные работники, храмы и соборы были закрыты, а Успенский Княгинин монастырь с 1923 года переименован в поселок Воровского. Только в 1992 году монастырь вновь был возрожден. К огромному удивлению монахинь в главном соборе сохранилась великая православная святыня – икона Боголюбивой Божьей Матери. Эта икона была написана по приказу Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Сохранились так же и нетленные мощи мученика Авраамия Болгарского. |
|
|
"Города России" |